«Хотел побольше успеть»
Акция «Памяти павших, во имя живых» по увековечиванию имён воинов, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе, организованная правлением Тверской областной региональной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» завершилась в г. Торжке и Торжокском районе. Открыта последняя из девяти мемориальных досок – Валерию Рудольфовичу Моисеенкову, выпускнику средней школы №35 г. Торжка (ныне гимназия №7) на здании этого учебного заведения. Воинский долг армейской срочной службы привёл Валерия в Афганистан. Он погиб, едва отметив своё 19-летие.
- 24 декабря 1979 года руководство СССР приняло решение о введении в Афганистан «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тысяч человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни. Вывод войск осуществлялся с мая 1988 по 15 февраля 1989 года, - исторические факты участия нашей страны в Афганской войне озвучила на митинге в гимназии №7 Майя Бекировна Мустафаева, учитель истории и обществознания гимназии №7. – 9 лет 1 месяц и 19 дней длилась эта война. Через Афганистан прошли 620 тысяч военнослужащих. 15 тысяч солдат и офицеров Советской Армии заплатили жизнью за войну. 417 солдат и офицеров оказались пропавшими без вести или попали в плен. По данным на 1 января 1999 года, 130 человек освобождены из плена, а 287 наших соотечественников так и не вернулись с афганской войны.
В числе погибших 15 тысяч солдат и офицеров Советской Армии числится и Валерий Моисеенков.
После окончания восьми классов средней школы №35 в 1980 году Валерий Моисеенков поступил в городское профессионально-техническое училище №32. В этом учебном заведении он получил профессию токаря по холодной обработке металла резанием. Иван Алексеевич Чайковский, первый директор ПТУ №32 (руководил им с 1966 по 1989 годы), и сегодня хорошо помнит Валерия:
- Он был обыкновенным человеком, ничем особенным не выделялся, но одна черта характера у него была ярко выражена: он понимал, где озорство, а где хулиганство, и прежде, чем что-то сделать, он хорошо подумает. Валерий был спортивным парнем. Он обучался токарной профессии, очень любил практику, любил работать руками.
Глядя на оценки в дипломе В. Моисеенкова – только «хорошо» и «отлично» – понимаешь, что он был увлечён своей профессией. Училище Валерий окончил в 1981 году, начал работать, получил среднее образование в очно-заочной средней школе. Его трудовая деятельность в Торжокском РО «Сельхозхимия» закончилась 3 мая 1983 года. В трудовой книжке запись – «уволен в связи с призывом в Советскую Армию».
Валентина Ефремовна Моисеенкова, мама Валерия, не смогла присутствовать на митинге, посвящённом открытию мемориальной доски с именем её сына, – она проходила лечение в областной больнице. Горькую невосполнимую утрату пришлось пережить Валентине Алексеевне, и это не могло не сказаться на здоровье. Своими воспоминаниями о сыне В.А. Моисеенкова делится в «Книге памяти о погибших в Афганистане»: «…В 1981 г. после восьмилетки пошёл учиться в техническое училище №32 на токаря, по окончании был направлен в Торжокское объединение ПТ, проработал там до 1982 г. Было большое желание стать шофёром, для этого устроился в Райсельхозтехнику, чтобы оттуда поступить в СПТУ-12 в Кувшинове.
Сейчас вспоминаю: он вечно куда-то торопился, хотел побольше успеть… Как будто знал, что такая короткая будет жизнь.
…Пока сынок служил в армии, пока был жив и здоров, очень тяжело заболела дочь, три года проболела и умерла. Вот так мы и остались одни – ни сына, ни дочери…».
Валентина Ефремовна бережно хранит письма сына из армии. В них он живой, рассуждает, радуется, огорчается, высказывает надежды и просьбы. Письма Валерия не были предназначены для публичного чтения, они адресованы отцу, матери, сестре. Поэтому эти искренние, написанные ровным разборчивым почерком строки могут многое рассказать об их авторе, приоткрыть внутренний мир Валерия Моисеенкова.
Из тетрадного листка в широкую линейку аккуратно вырезан прямоугольник (видно, не было под рукой поздравительной открытки). На этом листе бумаги послание, датированное 19 июля 1983 г. - Валерий поздравляет свою сестру с днём бракосочетания. Ещё ничто не предвещает трагедий.
«Сделали уже второй прыжок с парашютом, с оружием, - пишет из учебной части Валерий 4 августа 1983 года. – Сейчас, числа 8, будет прыжок с ИЛ-76, нас будут возить над Белоруссией и Украиной, а через 1,5 часа после взлёта начнут десантировать».
В 1980-е годы никто из военнослужащих срочной службы не был застрахован от участия в военных действиях на территории Афганистана. Подходил к концу курс молодого бойца в учебке, предстояло распределение в воинские части СССР. «Сообщаю для вас радостную новость (не помню, писал или нет). В Афганистан я не попадаю. Хотя я этого хотел, - пишет домой Валерий Моисеенков 9 октября 1983 года. – Так, по идее, я должен попасть в Фергану, но одному пацану написал брат из Пскова, что у них увольняется в запас один ПЗМщик. И Абрам сказал, если из Пскова придёт запрос раньше, то я пойду служить во Псков».
Судя по содержанию писем, Валерия не тяготила воинская служба. Экзамены в учебке он почти все сдал на отлично, кроме воздушно-десантной подготовки - единственная «четвёрка» (об этом сообщает письмо от 27 октября 1983 года). Чуть позднее, уже в Афганистане, Валерий написал: «Узнал здесь, как расшифровывается слово СЛУЖБА – Самым Лучшим Уроком в Жизни Была Армия». Валерий задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с армией и после срочной службы. «Мамочка, я решил поступать в военное училище, в феврале нужно подавать документы, а отсюда отпускают только лучших. У меня такая возможность есть», - эта весточка Валерия домой датирована 6 ноября 1983 года.
А через восемь дней он отправил письмо другого содержания: «В 1 час ночи нас посадили на самолёты и приземлились мы в 7 часов утра на каком-то военном аэродроме. Там у нас провели таможенный осмотр и через 55 минут мы приземлились в Кабуле. Потом нас расформировали по частям. Я попал в танковый батальон, в сапёрный взвод».
Тревога матери за сына чувствуется и в его письмах домой: «Ты спрашиваешь, почему я сапёр. Сапёр – это самая уважаемая профессия (военная). Это разведка. Ведь сначала на всех боевых идём мы, а потом уже все остальные». Валерий Моисеенков часто писал домой письма, ведь только так можно успокоить на время материнское сердце. Вдали от дома он, конечно, скучал, в разлуке переоценивал своё отношение к родным людям: «… Хотя я в армии служил недолго, но за эти 8 месяцев я понял, что жить надо немножко не так, надо было дарить больше радости вам, да и не только радости», - эти строки написаны накануне Нового года, 23 декабря 1983 года.
Любое упоминание о Родине, любая весточка с той стороны границы была дорога для Валерия в Афганистане. «А ночью мы ездили с сарандайцами. Сарандай – это у них милиция, - пишет В. Моисеенков 28 февраля 1984 года. – И там у них был переводчик. Мы его спросили, где он научился русскому языку, а он и говорит, что, мол, я учусь в Союзе, в г. Калинине, в политехническом институте уже 3 года. Я там как услышал слово Калинин, так чуть из машины не вывалился».
Валерий сообщал домой о своих достижениях. На комсомольском собрании его выбрали секретарём комсомольской организации и членом бюро ВЛКСМ части. На батальонном собрании ему вручили грамоту и значок «Отличник Советской Армии» за успехи в боевой и политической подготовке. Выслал домой фотографию, точно такую же, какая висит в Ленинской комнате на стенде «Лучшие активисты части». Между тем наступило лето. В последний день весеннего месяца Валерий писал: «Погода у нас почти летняя, духота стоит страшная (в тени), а так температура +40-450 С. А если вечером начинает дуть «афганец», то пылища поднимается, что за 20 шагов уже ничего не видно». В таких сложных климатических условиях в Афганистане воевали советские военнослужащие.
В последнем своём письме Валерий Моисеенков написал: «Сегодня у нас 5.06.1984 г. Через 6 дней будет первая отправка дембелей. Вот, может быть, и нам сделают такой дембель, и прилечу я где-нибудь в августе домой». Этим мечтам не суждено было сбыться. Через десять дней после того, как Валерий написал эти строчки, он погиб… Об обстоятельствах гибели Валерия Моисеенкова сообщает «Книга памяти»: «15 июня 1984 г. участвовал в сопровождении колонны с военными грузами. Действовал в отряде обеспечения. В провинции Десхабэ, на одном из участков дороги Кабул-Гордез, колонна была остановлена сильным огнём противника. По маршруту движения колонны мятежниками было установлено управляемое минное поле. Ефрейтор Моисеенков приступил к его разминированию. Под огнём противника лично обезвредил две мины иностранного производства. При возвращении в район дислокации колонна была вновь обстреляна. Моисеенков был тяжело ранен, но продолжал вести огонь из личного оружия. Через 3 часа после окончания боя скончался от потери крови».
Моисеенков Валерий Рудольфович, гвардии-ефрейтор, награждён орденом Красной Звезды посмертно. В память о Валерии Моисеенкове мемориальная доска с его именем установлена также на здании ПУ №32.
Традиции и инновации в образовательном пространстве
Научно-практическая конференция преподавателей ТГПГК – традиционное мероприятие Торжокского промышленно-гуманитарного колледжа. В этом году она стала юбилейной, проводилась в 10 раз. Тема научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве колледжа» соответствует юбилейному для промышленно-гуманитарного колледжа году.
Идея обобщать накопленный педагогический опыт принадлежит тогда ещё заместителю директора по учебной работе Людмиле Александровне Зубковой. Первая научно-практическая конференция состоялась в 1997 году. Её темой стали «Современные формы и методы организации учебной и воспитательной работы».
С тех пор уровень научно-практических конференций в ТГПГК значительно вырос, увеличилось число докладчиков и слушателей. В 2003 году колледж принимал гостей из Бежецкого промышленно-экономического техникума, которые поделились своим опытом с торжокскими коллегами. В работе научно-практической конференции в этом году приняли участие педагоги школ города, профессиональных учебных заведений.
С докладом на тему «Основные подходы к диагностике профессионального самоопределения студентов» ознакомила присутствующих кандидат психологических наук Е.В. Каганкевич. Большинство исследований по проблеме профессионального самоопределения выполнено при изучении старших школьников, именно перед ними стоит задача определиться с выбором профессии. Даже если подросток не готов осознанно сделать выбор, он делает его под воздействием внешних факторов. А вот особенности профессионального самоопределения уже на этапе профессионального обучения изучен, по мнению Е.В. Каганкевич, недостаточно. Практически не исследована информация, необходимая субъекту для решения задач профессионального самоопределения (целеполагания, планирования, принятия решений, связанных с профессиональным самоопределением). Отсутствуют и общепринятые критерии оценки результативности профессионального самоопределения. В докладе Е.В. Каганкевич предпринята попытка анализа существующих подходов к диагностике профессионального самоопределения студентов и возможностей их применения в учреждениях среднего профессионального образования. Так, в коллективе колледжа была проведена в 2006-2007 годах исследовательская работа. С помощью анкеты, которая, в случае противоречивости полученных ответов, могла быть дополнена индивидуальной беседой со студентами, поставили цель – выявить наличие у испытуемых знаний о различных сторонах выбранной профессии, качествах, необходимых для её освоения, а также значимость будущей профессиональной деятельности для самореализации, частные мотивы, позволяющие занять определённую позицию в сфере профессиональной деятельности. Анализ ответов на вопросы анкеты, в целом, позволяет сделать выводы о том, имеются ли у студентов колледжа профессиональные цели, связана ли их реализация с выбранным учебным заведением и т.д. Как оказалось, не всегда. Е.В. Каганкевич привела примеры:
- Студент, обучающийся по специальности «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в качестве основной профессии указывает профессию водителя, дополнительной – сварщика; первокурсница из педколледжа из группы преподавателей информатики на все вопросы отвечает так, что становится ясно – преподавание информатики не входит в её планы, девушка хочет стать актрисой.
Вопросом формирования творческого мышления студентов в процессе обучения был посвящён доклад С.Б. Герасименко, преподавателя ТГПГК. Среди методов активной групповой работы она выделила социально-психологический тренинг. Он лёг в основу психологического эксперимента, проводившего в ТГПГК с 2002 по 2007 годы. По результатам диагностики творческого мышления студентов были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе была реализована образовательная программа по формированию творческого мышления в рамках социально-психологического тренинга. Эксперимент показал, у 100% участников группы наблюдается положительная динамика основных показателей вербального творческого мышления.
Преподаватель ТГПГК Т.Н. Иванова поделилась своим опытом в докладе «Использование технологии сотрудничества в преподавании истории и обществознания». Главная идея метода обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Т.Н. Иванова познакомила с наиболее интересными вариантами этого метода. Обучение в команде предполагает «награду» (оценку) одну на всех, индивидуальную ответственность и равные возможности членов группы. Применяя на своих лекциях элементы технологии в сотрудничестве, Т.Н. Иванова отметила, что студенты становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий, но и вне стен учебного заведения. А педагог приобретает роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности студентов.
К проблемам здоровья студентов обратилась преподаватель физической культуры ТГПГК Н.В. Соловьёва в докладе «Использование здоровье-сберегающих технологий в процессе физического воспитания». Она ведёт работу, направленную на анализ и обобщение результатов медосмотра, улучшение общего состояния здоровья студентов средствами физической культуры, путём подбора упражнений корригирующей и профилактической гимнастики.
«Использование историко-краеведческого материала в организации научно-исследовательской работы студентов» - тема доклада преподавателя ТГПГК Ю.А. Кобелевой. С реализацией программы адаптации студентов нового набора (на примере группы 2-18) познакомила присутствующих С.Б. Шабалина, воспитатель учебных групп ТГПГК. Своим опытом участия студентов в областных олимпиадах по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» поделился преподаватель С.Е. Лосев; об опыте организации и проведения интегрированных уроков по дисциплинам «Экономика отрасли» и «Менеджмент» рассказала преподаватель ТГПГК О.В. Гамелько.
|