Чудное строение на земле русской...
Мы перед входом в Троице-Сергиеву Лавру. В эту поездку с нами поехало много детей, поэтому стараюсь рассказывать подробно и доходчиво, чтобы ребята надолго запомнили и эту поездку и всё, что будет связано с преподобным Сергием Радонежским. Обращаю внимание всех, что монастырь находится на возвышенности, на горе, которая называется Маковец. В давние времена здесь был дремучий лес с дикими зверями.
Более 600 лет назад из села Радонежское, что в 12 километрах отсюда, пришёл юноша по имени Варфоломей. Он был сыном ростовского боярина Кирилла. Варфоломей решил посвятить свою жизнь Богу, то есть стать монахом. После совершения церковного обряда ему было дано новое имя - Сергий. В дальнейшем его будут называть Сергием Радонежским.
Знакомство с Лаврой мы начинаем у стен. Согласно христианскому учению, монастыри представляли собой идеальный образ земного устройства, своего рода модели рая на земле. Их ограда считалась границей между миром земным и небесным. Но монастыри были не только местами поклонения Богу и единения с Ним. Так, мощные стены превращали их в крепости, служившие защитой от врагов. По приказу царя Ивана Грозного в течение 10 лет вокруг монастыря была построена стена с башнями, её длина почти полтора километра.
Переходим на монастырскую площадь, к ней нас привела аллея из голубых елей. Порадовались мы все, что территория монастыря утопает в зелени, ухожена. Это поистине райский уголок. А потом знакомимся с самым главным и древним храмом монастыря - Троицким. Ему почти 600 лет. Его построили в 1422-1423 годах на месте старого, сгоревшего храма. Приземистый, могучий и в тоже время динамичный собор как бы вырастает наклонными стенами из самой земли. Входим в усыпальницу покровителя земли Русской преподобного Сергия Радонежского, несмотря на ранний час, к раке с мощами выстроилась длинная очередь. Хотя собор небольшой, но производит он впечатление величественного и мощного сооружения. Троицкий храм является главной святыней монастыря. Московские князья и русские цари считали за великую честь крестить в нём своих детей. Перед военными походами они молились у гроба Сергия и просили у него помощи.
Центральную часть Лавры занимает Успенский собор, который своими формами повторяет Успенский собор в Кремле, а размерами даже несколько превосходит его. Строительство храма было начато в 1559 году по инициативе Ивана Грозного. Но денег не хватало, и работы продвигались медленно. Только в 1581 году, после трагической гибели царевича Ивана, сражённого ударом посоха в припадке отцовского гнева, монастырь получил от Грозного крупную сумму «на помин души покойного». На эти средства и было завершено строительство.
По преданию, именно в этом соборе Пётр I скрывался от взбунтовавшихся стрельцов в конце 17 века.
Русские цари постоянно приезжали сюда, для приёма царских особ строились специальные хоромы, которые ещё называют Царскими чертогами. Они стоят на том месте, где находился деревянный дворец Ивана Грозного, отличаются богатым убранством. Сейчас в чертогах - Семинария и Академия. Они выпускают служителей церкви. Паломники обратили внимание, что чертоги и трапезная очень похожи. Да, действительно, ведь строились они в одно время, более 300 лет назад.
Искреннюю любовь, уважение к преподобному Сергию питал князь Дмитрий Донской. Часто он обращался за советом к святому игумену, приезжал за благословением. Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Преподобный благословил на подвиг вождя русского войска Дмитрия Донского, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания и - победишь». От себя преподобный Сергий поставил в русскую рать двух иноков-богатырей, бывших в миру искусными воинами: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное, да служит оно вам вместо шлемов». Это было первое торжество Руси над татарами.
В 1408 году во время одного из набегов Золотой Орды на Москву Троице-Сергиева обитель была сожжена. Сгорела и Троицкая церковь, где был похоронен Сергий, но реликвии, ценности удалось спасти, а вскоре при помощи московских князей пепелище снова начало застраиваться.
Напротив Троицкого собора стоит Духовская церковь, построенная в 1477 году. Завершение храма очень оригинально. Под барабаном находится открытая звонница, стоящая на пяти столбах, то есть в одном сооружении соединены храм и колокольня, что придаёт церкви неповторимое своеобразие.
Архитектурный ансамбль монастыря завершает колокольня. Она одна из самых высоких и красивых в России. Её высота превышает высоту девятиэтажного дома (88 метров). Колокольня объединила все архитектурные памятники монастыря в стройный, красивый ансамбль, являющий нам прекрасное творение русских зодчих.
(Окончание в след. номере)
Владимир ФЕОКТИСТОВ
Знамение
Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», совершается 27 ноября (10 декабря).
Преславное чудо от иконы Пресвятой Богородицы было в Новгороде Великом в 1170 году. В то далёкое от нас время суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере земли Русской одну державу, а для этого надо было одним ударом сокрушить силу новгородскую.
Вместе с ним принять участие в войне против Новгорода поспешили со своими дружинами и другие князья – смоленский, муромский, полоцкий и рязанский. Но сам Андрей Боголюбский заболел, остался в городе Владимире, а вместо себя послал предводительствовать сына Мстислава – покорителя стольного града Киева.
Соединённые русские войска окружили город Новгород. Начались кровопролитные приступы. Новгородцы скоро стали изнемогать в неравной борьбе и уповали только на помощь Божию, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Илии. Церкви были отворены. В них молились жёны, старцы, дети. Юноши и мужья умирали на крепостных стенах.
И вот, через трое суток молитв, святитель Иоанн услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Божией Матери и вознести её на городскую стену – и «узриши спасение граду».
Святой архипастырь благоговейно взял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Народ призывал перед иконой:
- Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!
Надежда на заступничество Божией Матери укрепила новгородцев. Они отбили от городских ворот неприятелей и пошли в самый стан вражеский. Внезапный страх напал на врагов Новгорода, тьма их покрыла, гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите.
Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». В память этого события в 1170 году святитель Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери в Новгороде Великом и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Этот день стал одним из древнейших русских праздников – вся Россия отмечает его.
На иконе Богородица изображена по пояс, в фас, с руками, простёртыми к небу. На груди у Неё – поясной Богомладенец, сидящий безо всякой поддержки в круге (так называемой сферы, символизирующий Божественную славу). Младенец Иисус правой рукой благословляет, а левой держит свиток.
От этой иконы произошло великое множество чудотворений. Прославились чудотворениями и другие иконы «Знамение» - Курская-Коренная (1295 г.), Абалацкая (1637 г.). Царскосельская, Серафимо-Понетаевская (1879 г.), Верхнетагильская (1753 г.) и другие.
|